56STUFF.ru - Главная

новости

события

релизы

артисты

слушать

смотреть

читать

ART или не ART?

<...> как может один человек значить больше другого? И если один пишет замечательные книги, которые печатают, а другой — замечательные книги, которые не печатают, то в конечном счёте — какая разница? Напечатали замечательную книгу или не напечатали — какое это имеет отношение к её истинной ценности?
Уильям Сароян. Я живу на Земле

Является ли тот или иной продукт так называемой творческой деятельности объектом искусства? С традиционными видами объектов всё понятно: грубо говоря, скульптура из бронзы — это точно оно. А вот, например, граффити?

Произведение искусства живёт своей жизнью и, по большому счёту, нет никакой разницы, где висит картина: в Третьяковской Галерее или в кабинете директора банка, купившего её исключительно престижу ради. Соответственно, судьба произведения не может быть аргументом. Как и оценка профессионального критика — она лишь является взглядом человека, в распоряжении которого больше информации: технической, исторической, культурологической. Всё дело в том, что искусству присуща субъективность: его оценка не может быть бесспорной, как ни крути.

Если уж глубоко копать, то и обычный кусок хлеба, намазанный маслом, однозначно оценить c точки зрения «хороший/плохой» или «вкусный/невкусный» никак не возможно. Изощрённый гурман не станет и пробовать, отмахнувшись. Человек, испытывающий сильное чувство голода, съест быстро и с удовольствием. Шеф-повар престижного ресторана укажет на недостатки в оформлении бутерброда. Единственное, в чём повезло пытающемуся оценить бутерброд, так это в его бесспорной классификации — продукт питания. Факт. С искусством, как вы понимаете, не так.

В поисках конкретики и объективности обратимся к словарям. Что о предмете беседы говорят нам они? Словари говорят:

— Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

— Одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира.

— Творческая художественная деятельность.

— Отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному.

Что и говорить, определения довольно размытые и широкие — под них можно подвести практически всё, что угодно. Например, приготовление еды какой-нибудь домохозяйкой. Является ли её деятельность творческой? Бесспорно! Она пробует (иногда просто вынужденно, но тем не менее) добавлять необычные для рецепта ингредиенты и смешивать приправы, более или менее смело экспериментирует. Художественно ли данное занятие? Конечно же! Это наглядно проявляется в способе подачи и оформлении блюда. Воспроизводят ли результаты действительность? Зачастую! Десерты, изображающие зверушек; булочки в виде звёздочек и сердечечек — мы с этим прекрасно знакомы! Является ли готовка практически-духовным освоением мира? Да как ничто другое! Овощам и фруктам находится всё больше применений, многие блюда несут в себе не только вкусовые качества, но и философию потребления. Любовь к прекрасному удовлетворяется? Ещё бы! Разве можно не любить этот прекрасный суп, только от вида и запаха которого забываются все проблемы и хочется жить дальше?

Собственно говоря, широко распространённое словосочетание «кулинарное искусство», хоть оно и означало всегда именно умение и технику, вполне можно понимать иначе. Да и провести подобные аналогии можно также и с работой электрика, и с вождением рейсового автобуса, и с воспитанием детей, и с актами вандализма…

Но скажите мне — разве можно более конкретно определить искусство? Ожегов, БСЭ, Т. Ф. Ефремова, Брокгауз и Эфрон считают, что нет. И нет ни причин, ни смысла с ними не согласиться.

Художественные приёмы и средства множатся ежесекундно, происходят вещи, которые лишь несколько десятков лет назад казались невозможными: музыканты играют на швабрах и вёдрах; художники рисуют не кистями, а даже страшно сказать, чем; архитекторы делают здания из пара; скульпторы лепят из… прости, господи! Жанры скрещиваются хаотически, производя на свет совершенно немыслимые гибриды. Если так будет продолжаться дальше, даже то самое граффити скоро станет считаться академичным!

Собственно говоря, искусство многообразно. Каждый просто выбирает для себя наиболее близкие ему по ощущениям и мировосприятию жанры. И поэтому из одной и той же станции метро выходят люди одинакового возраста и одинаковых профессий, идут бок о бок по одной и той же улице, а затем заходят в соседние двери. За одной из них —концертный зал, в котором играет симфонический оркестр. За другой — перформанс, на котором участники группы арт-акционистов выбивают друг другу зубы гигантскими фигурами овощей. И в обоих случаях речь идёт об искусстве. Только о разном.

 

23.01.2006

история обновлений

pассылка

обратная связь

карта сайта

english version

о проекте | партнёры | пресса | авторы | благодарности